НАБИ, НАБИДЫ



НАБИ, НАБИДЫ



             (франц. nabis, от древне-евр. наби - пророк) - группа французских художников-постимпрессионистов, оформившаяся в Париже в конце 1880-х гг. Просуществовала до 1905 г., последняя выставка состоялась в 1899 г. В группу входили Э. Бернар, П. Боннар, М. Дени, Ж. Э. Вюйар, К. Руссель, П. Серюзье, Ф. Валлоттон, Я. Веркаде, А.-Г. Ибель. Позже к ним присоединились П. Рансон, И. Риппл-Ронаи, скульпторы Ж. Лакомб, М. Баллин, А. Майоль. "Набиды" продолжали разрабатывать направление, выявленное в живописи П. Гогеном, пластические поиски французского варианта стиля модерн, а также идеи и тематику символистов. Отсюда их обращение к античным мифам и средневековым легендам, увлечение народным искусством, старофранцузскими гобеленами и витражами. Вслед за Гогеном художники группы "Наби" обратились к изучению японской гравюры, что нашло отражение в плоскостном решении их работ, орнаментальное, декоративной обобщенности форм, гармонии ритмов. Особой областью творчества "набидов", роднящей их с английскими прерафаэлитами, явилось обращение к декоративно-прикладному искусству (эскизы для ковров, витражей, мебели и т. д.). Другой особенностью группы было увлечение ее членов монументальной живописью; не случайно уже после того, как группа перестала существовать, Дени, Серюзье, Руссель, подверженные религиозно-мистическому восприятию мира, занялись церковными росписями.