МИР ИСКУССТВА



МИР ИСКУССТВА



             художественное общество, основанное в 1898 г. в Петербурге группой молодых живописцев и графиков. Созданию общества предшествовал кружок, организованный в конце 1880-х гг. выпускниками частной гимназии К. И. Мая: А. Н. Бенуа, Д. В. Философовым, В. Ф. Нувелем. Вскоре к ним присоединились Л. С. Бакст, С. П. Дягилев, Е. Е. Лансере, А. П. Нурок, К. А. Сомов. Целью объединения стало изучение художественной культуры, как современной, так и прошедших эпох, воспринятой синтетически, во всем многообразии видов, форм, жанров искусства и быта. С середины 1890-х гг. группу возглавил С. П. Дягилев. Первой публичной акцией объединения стала "Выставка русских и финляндских художников", открытая в январе 1898 г. в музее ЦУТР. Наряду с членами объединения в ней приняли участие известные живописцы - М. А. Врубель, А. М. Васнецов, К. А. Коровин, И. И. Левитан, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, В. А. Серов и финские художники В. Бломстед, А. Эдельфельт и др. После успешной выставочной акции весной 1898 г. Дягилев при участии членов кружка организовал литературно-художественный журнал "Мир искусства", издававшийся на средства меценатов М. К. Тенишевой и С. И. Мамонтова. Журнал выступал против догматического следования канону, не приемля академизм как систему, лишающую художника прав на самовыражение. Другое направление, также подвергавшееся критике, - живопись передвижников, по мнению "мирискусников", страдавшая иллюстративностью, назидательностью в ущерб художественным качествам произведения. Журнал выступал за индивидуализм в творчестве, свободное раскрытие мастером всех граней его таланта. За период издания журнала (1898-1905) в 12 его номерах редакция представила читателям разные направления в истории русского и западного искусства. В первых номерах много внимания было уделено современным художникам так называемого национального русского стиля, связанным с Абрамцевским кружком: В. М. Васнецову, С. В. Малютину, Е. Д. Поленовой, М. В. Якунчиковой. В дальнейшем в поле зрения "мирискусников" оказалась русская культура XVIII - первой половины XIX в. Именно они заново "открыли" для широкой публики творчество Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского, О. А. Кипренского, А. Г. Венецианова. Они также заложили основы изучения истории и архитектуры Петербурга, опубликовав на страницах журнала статьи о зодчих русского барокко и классицизма. При этом "Мир искусства" не замыкался лишь на проблемах национальной культуры. Напротив, журнал знакомил своих читателей с состоянием современной художественной жизни Западной Европы, публикуя обширные, снабженные репродукциями статьи о творчестве А. Бёклина, Ф. Штука, П. Пюви де Шаванна, Г. Моро, Э. Берн-Джонса и других художников, работавших в основном в стиле модерн. В журнале печатались также многие поэты символистского направления и статьи на религиозно-философские темы. Журнал отличался высокой культурой издания, изысканным художественным оформлением и превосходным полиграфическим исполнением. Его последний, 12-й номер вышел в начале 1905 г. Журнал прекратил существование из-за отказа меценатов финансировать его. Под эгидой журнала "Мир искусства" организовывались и художественные выставки. Первая состоялась в январе-феврале 1899 г. В ней наряду с ведущими русскими художниками участвовали иностранные мастера (К. Моне, Г. Моро, П. Пюви де Шаванн, Дж. Уистлер и др.). Были показаны также изделия декоративно-прикладного искусства. Четыре последующие художественные выставки прошли в 1900-03 гг. (четвертая была показана также и в Москве). В них приняли участие более 60 художников, в том числе такие выдающиеся мастера, .как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. С. Голубкина, М. В. Добу-жинский, П. В. Кузнецов, А. П. Рябушкин. В 1902 г. произведения "мирискусников" были выставлены в русском отделе Международной выставки в Париже, где К. А. Коровин, Ф. А. Малявин, В. А. Серов и П. П. Трубецкой получили высшие награды. В 1903 г: "мирискусники" объединились с московской группой "36 художников", образовав Союз русских художников. С 1903 по 1910 г. "Мир искусства" формально не существовал. Вместе с тем С. П. Дягилев в 1906 г. устроил под этим названием выставку, в которой наряду с основным ядром объединения участвовали молодые художники - Б. И. Анисфельд, М. Ф. Ларионов, В. Д. и Н. Д. Милиоти, Н. Н. Сапунов, А. Г. Явленский и др. Затем "мирискусники" показали свои работы на выставке русского искусства в парижском Осеннем Салоне, позже экспонированной в Берлине и Венеции. С этого времени Дягилев начал самостоятельную деятельность по пропаганде русского искусства на Западе. Ее вершиной стали так называемые "Русские сезоны", ежегодно проходившие в Париже в 1909-14 гг. Оперные и балетные спектакли на классическую и современную музыку в новаторских постановках молодых режиссеров-хореографов, в исполнении целой плеяды звезд, в оформлениях Бакста, Бенуа, Билибина, Головина, Коровина, Рериха, составили эпоху в истории не только русской, но и мировой культуры. С 1910 г. начинается новый, второй этап в истории объединения "Мир искусства". А. Н. Бенуа и вместе с ним 17 художников вышли из Союза русских художников и создали самостоятельное общество под хорошо известным названием. Его членами стали Л. С. Бакст, И. Я. Билибин, О. Э. Браз, И. Э. Грабарь, Г. И. Нарбут, М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, А. Л. Обер, А. П. Остроумова-Лебедева, В. А. Серов, К. А. Сомов, Н. А. Тархов, Я. Ф. Ционглинский, С. П. Яремич. Новое объединение вело активную выставочную деятельность в Петербурге-Петрограде и других городах России. Основными критериями отбора произведений для выставок провозглашались "мастерство и творческая оригинальность". Такая терпимость привлекла на выставки и в ряды объединения многих талантливых мастеров. Объединение быстро разрасталось. В него вступили Б. И. Анисфельд, К. Ф. Богаевский, Н. С. Гончарова, В. Д. Замирайло, А. Т. Матвеев, К. С. Петров-Водкин, М. С. Сарьян, 3. Е. Серебрякова, С. Ю. Судейкин, П. С. Уткин, И. А. Фомин, П. П. Кончаловский, В. А. Щуко, А. В. Щусев, А. Е. Яковлев и др. В числе экспонентов появились фамилии И. И. Бродского, Д. Д. Бурлюка, Б. Д. Григорьева, Р. Р. Фалька, М. Ф. Ларионова, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, В. Е, Татлина, М. 3. Шагала и др. Понятно, что непохожие, иногда прямо противоположные творческие установки участников не способствовали художественному единству как выставок, так и самого объединения. Со временем это привело к серьезному расколу. Последняя выставка "Мира искусства" прошла в 1927 г. в Париже.