МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (МАИ)



МАСТЕРА АНАЛИТИЧЕСКОГО ИСКУССТВА (МАИ)



             объединение молодых ленинградских художников, учеников П. Н. Филонова. Оно зародилось летом 1925 г., когда Филонов преподавал во Вхутеине, и окончательно сложилось после первой выставки в 1927 г., когда был принят устав объединения. Официально прекратило существование в 1932 г., хотя занятия в мастерской Филонова продолжались до его смерти в блокадном Ленинграде в 1941 г. На протяжении существования объединения его состав менялся. В общей сложности за все годы в него входило около 70 членов. Наиболее известные из них, составлявшие ядро коллектива, - Т. Н. Глебова, Б. И. Гурвич, Н. И. Евграфов, С. Л. Закликовская, П. Я. Зальцман, Е. А. Кибрик, П. М. Кондратьев, Р. М. Левитон, А. Е. Мордвинова, А. И. Порет, А. Т. Сашин, И. И. Суворов, В. А. Сулимо-Самуйлло, Ю. Б. Кржановский и М. П. Цыбасов. Творческий метод объединения основывался на принципах, разработанных Филоновым в его теоретических работах: "Канон и закон" (1912), манифест "Сделанные картины" (1914), "Декларация "Мирового расцвета"" (1923) и др. Основная идея этого метода- приблизиться в художественном творчестве к воспроизведению созидательных процессов природы, а не ее предметных форм. Впервые объединение заявило о себе значительной выставкой, показанной в 1927 г. в ленинградском Доме печати. На ней экспонировались живописные произведения и скульптура. Одновременно на сцене Дома печати шла постановка пьесы Н. В. Гоголя "Ревизор" в оформлении членов объединения МАИ, В конце 1928 - начале 1929 г. филоновцы участвовали в выставке "Современные ленинградские художественные группировки". Несколько позже небольшие выставки их работ были показаны в АХ. Значительным событием в истории книжной графики стал выход в свет в декабре 1933 г. финского эпоса "Калевала" в издательстве "Academia". Иллюстрации в книге были выполнены под руководством Филонова 13 членами МАИ. Несмотря на активную творческую деятельность и абсолютную лояльность, искусство Филонова и возглавляемого им объединения не было одобрено властями и подвергалось резкой критике в официальной печати. Причем характер критики, как правило, носил политическую окраску: работы Филонова расценивались как "крайнее выражение мироощущения упадочнических слоев мелкой буржуазии и интеллигенции". В 1930 г. пришел официальный запрет на открытие персональной выставки Филонова, уже подготовленной сотрудниками ГРМ. Это вызвало брожение в рядах его учеников, нанесло удар по объединению. Часть художников покинула МАИ. С 1932 г. имя Филонова было изъято из художественной жизни; весной этого года МАИ официально прекратило свое существование.