МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА



МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОПАГАНДА



             комплекс мероприятий советского правительства в 1920-х гг., направленных на развитие монументального искусства после победы социалистической революции. План монументальной пропаганды был выдвинут В. И. Лениным, и осуществление его началось с правительственного декрета от 12 апреля 1918 г. "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработки проектов памятников Российской Социалистической Революции". Монументальная пропаганда предусматривала преимущественное развитие монументально-декоративных видов искусства, используемых как агитационное средство в борьбе за победу нового строя, за просвещение и воспитание народных масс. Она ставила своей задачей обновить облик советских городов, художественно оформить новый советский быт. Среди ее конкретных мероприятий были широко распространены открытие или закладка памятников в честь прогрессивных деятелей науки, культуры, революционеров; получили развитие такие мероприятия, как конкурсы на проекты перепланировки архитектурных ансамблей в духе нового времени. Произведения монументальной пропаганды создавались в те годы преимущественно как временные, из дешевых материалов (гипс, дерево), лучшие из них позднее были переведены в "вечные" материалы (сохранились и поныне памятники А. И. Герцену и Н. П. Огареву, К. А. Тимирязеву в Москве; Н. А. Некрасову, В. Володарскому в Петербурге и др.). Участие в монументальной пропаганде стало хорошей практической школой для многих художников, скульпторов,- архитекторов (С. Т. Конёнков, Л. В. Шервуд, Н. А. Андреев, С. А. Евсеев, В. А. Шуко, М. Г. Манизер и др.).