МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО



МЕДАЛЬЕРНОЕ ИСКУССТВО



             (от франц. medailleur - медальер) - особая область мелкой пластики, искусство изготовления монет и медалей. В качестве материала в медальерном искусстве используются металлы (медь, золото, серебро и др.), которые благодаря их достаточной прочности и пластичности позволяют добиться четкости мелкофигурных изображений. В отличие от других пластических искусств для медальерного характерна устойчивость композиционных приемов, что связано с необходимостью вписать изображение в заданную форму (главным образом круг) и добиться органичного сочетания изображений с надписями. Здесь довольно широко применяются эмблемы, символы, аллегории. Художник-медальер стремится найти ясное, лаконичное и выразительное изображение. Медальерное искусство возникло в Древней Греции на рубеже XVIII и XVII вв. до н. э., когда и появились первые монеты. Для их изготовления использовалась чеканка при помощи штемпелей с гравированными углубленными негативными (т. е. зеркальными) изображениями; иногда применялось литье в глиняных или гипсовых формах. Самые ранние монеты были небольшими и односторонними, с лаконичным изображением головы божества или фигурки животного и орнаментом. Постепенно им на смену пришли более крупные в диаметре монеты с двухсторонними многофигурными композициями на мифологические темы. Позднее на лицевой стороне монет появляются портреты правителей в обрамлении надписей. На рубеже XIV и XV вв. в Италии появляются первые МЕДАЛИ - памятные знаки, не имеющие покупательной силы. Они чеканились в честь памятных исторических событий, побед, а также в память прославленных правителей и полководцев. Уже тогда медаль приобретает функции исторического памятника и выпуск медалей, как и монет, становится государственной монополией. В России первые медали появились в Петровскую эпоху и были посвящены военным победам Русского государства. Своего расцвета русское медальерное искусство достигает во второй половине XVIII - начале XIX в., в эпоху классицизма (медальеры Ф. П. Толстой, А. А. Клепиков, П. П. Уткин и др.).