ВЕРЕЩАГИН

ВЕРЕЩАГИН
Василий Васильевич  



1842, Череповец, Новгородская губ, - 1904, броненосец "Петропавловска" близ Порт-Артура



         В. В. Верещагин родился в семье, принадлежавшей к старинному дворянскому роду. По традиции, молодому человеку из дворянской среды, получившему домашнее воспитание, следовало избрать военную или дипломатическую карьеру, и потому родители, несмотря на явную склонность мальчика к искусству, определили его сначала в Александровский кадетский, а затем в Морской корпус в Петербурге. И все же это не помешало юноше одновременно посещать рисовальные классы при ОПХ, а по окончании корпуса, в 1860 г., поступить в АХ, где он учился вначале у А. Т. Маркова, затем у А. Е. Бейдемана. Однако система преподавания в АХ не удовлетворяла молодого художника, и, хотя в 1862 г. он получил малую серебряную медаль за эскиз "Избиение женихов Пенелопы возвратившимся Улиссом", а за воплощение этого эскиза в картину заслужил одобрение Совета, неудовлетворенность работой вылилась в отчаянный поступок: Верещагин уничтожил свою композицию, "чтобы никогда не возвращаться к этой чепухе", как он сам выразился.

         Официально оставаясь в АХ до 1865 г., фактически художник покинул ее стены гораздо раньше. В 1864 г. он посетил Париж, где занимался в мастерской художника Ж. Л. Жерома.

         Самобытное дарование Верещагина впервые проявилось во время его путешествий по Кавказу (1863, 1865): он создал серию типологических и жанровых зарисовок, посвященных жизни, нравам, обычаям горцев.

         В 1867-69 гг. Верещагин добровольно служил в Туркестане, в пограничных войсках, и участвовал в походах под начальством генерала К. П. Кауфмана. Проявив храбрость при обороне Самарканда, он получил высшую боевую награду - Георгиевский крест. Несмотря на военную обстановку и связанные с нею трудности, Верещагин находил время для занятий искусством. Рисунки и этюды, исполненные им в эти годы, легли в основу его знаменитой "Туркестанской серии", в которой особой остротой отличаются картины "Торжествуют" и "Представляют трофеи" (обе 1872): празднующие победу мусульмане демонстрируют отрубленные головы русских солдат. "Из Туркестана он воротился живописцем войны и потрясающих трагедий, живописцем такого склада, какого прежде еще никто не видывал и не слыхивал ни у нас, ни в Европе", - писал о художнике В. В. Стасов.

         Философским размышлением о трагических последствиях любой войны была картина Верещагина "Апофеоз войны" (1871). Художник изобразил гору черепов, возвышающихся, подобно пирамиде, среди выжженной солнцем пустыни. Лишь вороны кружат над ней да развалины восточного города на горизонте говорят о некогда бывшей здесь жизни. Сюжет картины реален: "пирамиды черепов" воздвигались на Востоке как в эпоху Тамерлана, так и в более поздние времена. "Апофеоз войны" стал ее страшным символом. Не случайно на раме картины художник сам написал посвящение: "Всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим".

         Подлинное лицо войны показал Верещагин в картинах "Окружили - преследуют...", "Вошли", "Забытый" (все 1871), рассказывающих о горькой судьбе рядовых русских солдат, об их кровавых военных буднях. Трагическое начало звучало в этих полотнах настолько сильно, что командование туркестанской армии, стараясь оправдаться в глазах общества, выступило против художника с резким осуждением его произведений, столь далеких от парадности академической батальной живописи. В результате Верещагину пришлось собственноручно уничтожить эти картины. Не выдержав травли, открытых обвинений в антипатриотизме, он в 1874 г. принял решение покинуть Россию и уехал в Индию, где прожил почти два года.

         В индийских этюдах раскрылась еще одна сторона дарования художника, тонко чувствующего пейзаж, умеющего показать гармонию архитектурных форм. Стоит вспомнить хотя бы этюд "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" (1874-76), передающий все великолепие древнего памятника архитектуры, его пластическую выразительность, удивительную ажурность, особенно в сочетании с пронизанным солнечными лучами воздушным пространством.

         Следующим значительным этапом в жизни и творчестве Верещагина был период русско-турецкой войны, в которой он принимал непосредственное участие. Очевидец многих военных операций, он создал большой живописный цикл, названный "Балканской серией" (1878-81). Эти полотна стали своеобразным документальным свидетельством о каждодневном подвиге русских солдат, их героизме, страданиях и лишениях.

         К числу лучших произведений этого цикла относится триптих "На Шипке все спокойно!" (1878-79), носящий откровенно обличительный характер. Уже в самом названии его заключена горькая ирония: "спокойствие", о котором докладывалось в рапортах верховному командованию, для солдат оборачивалось трагедией. Таково одно из полотен триптиха - "Забытый" (тема, уже звучавшая в "Туркестанской серии"), где изображен замерзший на посту во время метели солдат: войска отступили, а ему "забыли" передать приказ об отступлении.

         Не только трагедии, но одновременно и героизм русских солдат показал в своих произведениях Верещагин. В картине "Шипка - Шейново. Скобелев под Шипкой" (1878-79), завершающей "балканскую серию", художник с документальной точностью представил парад войск, одержавших победу в решающей битве.

         Правдивая трактовка военных действий, естественно, не могла нравиться правительственным кругам и армейскому командованию. Верещагину грозили арестом, и он вынужден был вновь покинуть Россию. На этот раз художник отправился на Восток - в Индию (1882-83), Сирию (1883-85) и Палестину (1883-85).

         В этот период он создал новую серию картин - "трилогию казней". В ней представлена историческая ретроспекция различных видов казни, начиная с "Распятия на кресте во времена владычества римлян", через "Казнь из пушек в Британской Индии" и кончая "Казнью заговорщиков в России", где изображена сцена повешения народников-террористов.

         Кроме этой мрачной серии, будучи в Палестине, художник создал ряд картин на евангельские сюжеты. Написанные им иконы до сих пор украшают белый мраморный иконостас церкви Святой Марии Магдалины в Гефсимании.

         Вернувшись в Россию, Верещагин задумал новый цикл картин, теперь уже из отечественной истории, под общим названием "1812 год. Наполеон в России". Создавалась она на протяжении 1887-1904 гг. и должна была представлять монументальную эпопею, посвященную народной войне. В картине "Не замай, дай подойти" показана партизанская засада в глухом заснеженном лесу. В произведении "На большой дороге.

         Отступление. Бегство" представлена разбитая армия Наполеона. Горстка измученных, замерзших французов и занесенные снегом орудия контрастируют с величием русской природы.

         Однако материальные и творческие затруднения не позволили художнику до конца осуществить замысел. Остались ненаписанными картины, изображающие Кутузова и героизм русской армии.

         Последняя серия картин художника была посвящена испано-американской войне 1898-99 гг. на Филиппинских островах и на Кубе.

         Всю свою жизнь Верещагин отдал благородной цели правдивого изображения войны, ее обличения. Художник-воин погиб на боевом посту в начале русско-японской войны, на взорванном японцами броненосце "Петропавловск".


ВЕРЕЩАГИН
Апофеоз войны. 1871. Масло


ВЕРЕЩАГИН
В Иерусалиме. Царская гробница. 1884. Масло


ВЕРЕЩАГИН
Двери Тимура (Тамерлана). 1872-73. Масло


ВЕРЕЩАГИН
"В штыки! Ура! Ура! ". 1887-94. Масло


ВЕРЕЩАГИН
Шинтоистский храм в Никко. Б. г. Масло