РАДЛОВ

РАДЛОВ
Николай Эрнестович  



1889, Петербург - 1942, Москва



         Н. Э, Радлов принадлежал к известной семье петербургских интеллигентов. Его отец, Э. Л. Радлов, был директором Публичной библиотеки, профессором философии, другом известного философа В. С. Соловьева. Родной брат, С. Э. Радлов, стал знаменитым театральным режиссером. По материнской линии Радловы состояли в родстве с семьей М. А. Врубеля. Царившая в доме творческая атмосфера сказалась на развитии мальчика. После окончания гимназии он поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета и окончил его в 1911 г. Университетское образование, превосходное знание нескольких иностранных языков помогло Радлову в его деятельности искусствоведа и художественного критика. С 1912 г. статьи и рецензии Радлова появлялись на страницах авторитетнейшего художественного журнала тех лет - "Аполлон". Он вел там рубрику "Художественные вести с Запада". Перу Радлова принадлежали монография о В. А. Серове (1914), первое в России серьезное исследование о графике конца XIX - начала XX в. - "Современная русская граф ика" (1916), - появившееся сначала на немецком языке. Уже в советские годы получили известность его книги "От Репина до Григорьева. Статьи о русских художниках", "О футуризме" (обе 1923)и др.

         Радлов был теоретиком графического искусства, однако графика привлекала его не только как искусствоведа. Еще учась в университете, юноша начал посещать АХ, где занимался у Д. Н. Кардовского, превосходного рисовальщика. Вскоре, по примеру своих друзей по Академии А. Е. Яковлева и Н. В. Ремизова, Радлов увлекся сатирической графикой. В 1913 г. он стал постоянным сотрудником журнала "Новый Сатирикон".

         В полной мере талант Радлова - карикатуриста, иллюстратора, художника детской книги - раскрылся в послереволюционные годы. Кроме того, он занимался живописью, работал маслом и акварелью, создавал пейзажи, натюрморты, портреты. В 1917 г. вместе с Д. Н. Кардовским, А. Е. Яковлевым и В. И. Шухаевым организовал в Петрограде объединение "Цех живописцев святого Луки". В 1919 г. был избран профессором Института истории искусств, читал лекции по западноевропейскому искусству. Преподавательской работой художник занимался и в дальнейшем: в 1923-37 гг. преподавал во Вхутемасе - ИЖСА рисунок. В основу педагогической системы Радлова легло разработанное им прежде учение о двух способах художественного видения - плоскостном и пространственном.

         Любимым видом искусства для Радлова навсегда остался сатирический рисунок, карикатура. Опыт работы в "Новом Сатириконе" не прошел бесследно, в 1920-30-х гг. художник создал свои самые веселые графические серии. Близко знакомый со многими представителями художественного Ленинграда, Радлов запечатлел их в своих дружеских шаржах - это Д. Д. Шостакович, В. Э. Мейерхольд, М. С. Шагинян, К И. Чуковский, А. Н. Толстой и др. Юмористические портреты ленинградских писателей составили сборник "Воображаемые портреты". Их отличают острота и неизменное дружелюбие. Бытовые и политические карикатуры Радлова, многие из которых не потеряли актуальности и поныне, публиковались в многочисленных газетах и журналах тех лет: "Мухомор", "Дрезина", "Бегемот", "Смехач", "Чиж", "Еж", "Литературный Ленинград", "Красная газета". Долгие годы Радлов был одним из авторов популярного журнала "Крокодил". В содружестве с писателем М. М. Зощенко художник выпустил две забавные книги: "Веселые проекты" (1928) и "Счастливые идеи" (1931), в которых смешные рисунки сопровождались остроумными пояснениями. Героями рисунков Радлова к альбому "Рассказы в картинках" стали животные, а в создании текста для этой книжки принимал участие Д. Хармс. В 1938 г. на Международном конкурсе детской книги в США эта работа получила вторую премию и впоследствии не раз переиздавалась и в нашей стране, и за рубежом.

         Мастерское владение рисунком, наблюдательность и фантазия - эти качества сделали Радлова превосходным иллюстратором литературных произведений. Одной из первых его работ в книге стало создание шрифта для обложки поэмы "Двенадцать" А. А. Блока (с иллюстрациями Ю. П. Анненкова). В дальнейшем художник иллюстрировал детские книжки К. И. Чуковского, А. Л. Барто, С. В. Михалкова; произведенияО. Д. Форш, В. Я. Шишкова; зарубежных авторов - У. Шекспира, О. де Бальзака, А. Франса. Своеобразный графический стиль Рад-лова отчетливо проявился в его иллюстрациях к сборнику М. М. Зощенко "Личная жизнь", к произведениям Джерома К. Джерома, к сказке В. П. Катаева "Цветик-семицветик" и т. д.

         В 1937 г. Радлов по приглашению Союза советских художников переехал в Москву. Он руководил работой графической секции Московского Союза художников, возглавлял его Правление, был профессором МГХИ. Когда началась Великая Отечественная война, художник стал одним из инициаторов создания "Окон ТАСС", им самим было выполнено около 40 плакатов. Рад-лов принимал участие и в работе плакатной бригады при литографской мастерской МГХИ, был сотрудником журнала "Фронтовой юмор".


РАДЛОВ
Обложка журнала "Красный ворон" 1923


РАДЛОВ
Око за око. Иллюстрация к еженедельному сатирическому журналу "Смехач". 1927


РАДЛОВ
Прогульный рекорд. Иллюстрация к еженедельному сатирическому журналу "Смехач". 1927


РАДЛОВ
Протестант. Иллюстрация к сатирическому еженедельнику "Ревизор" 1929


РАДЛОВ
Иллюстрация из книги А. М. Волкова "Волшебник Изумрудного города". 1939


РАДЛОВ
Иллюстрация к сборнику стихотворений А. Л. Барто. 1940