ЛЕБЕДЕВА

ЛЕБЕДЕВА
(Дармолатова) Сарра Дмитриевна  



1892, Петербург - 1967, Москва



         С именем С. Д. Лебедевой связаны наивысшие достижения советского скульптурного портрета. В галерее запечатленных ею персонажей - государственных деятелей, героев страны, литераторов, артистов - предстает целая историческая эпоха; и притом что эпоха эта была коллективистской и "коммунальной", лебедевские образы обладают некоей сдержанной, приватной самозамкнутостью - люди словно хранят ядро собственной личности, не декларируя его и не выставляя напоказ.

         Сложившись как художник в 1910-е гг., Лебедева, как ни странно, избежала авангардных увлечений этого времени. Она посещала классы Рисовальной школы при ОПХ (1906-17), занималась живописью и рисунком в частной художественной школе-мастерской М. Д. Бернштейна и Л. В. Шервуда (1910-12), потом непосредственно у Шервуда училась скульптуре (1912-14) и недолго работала в скульптурной мастерской В. В. Кузнецова. В это же время она совершила путешествие по Европе. Изучение античной и ренессансной пластики в музеях Парижа, Берлина и Вены усилило ее классическую ориентацию, позволив ей попросту не заметить творцов современного искусства (в том числе - Э. А. Бурделя и А. Майоля).

         На рубеже 1910-х и 1920-х гг. деятельность Лебедевой разнообразна: она не только занимается скульптурой (по плану монументальной пропаганды создает бюст Ж. Дантона, барельефные портреты А. И. Герцена и М. Робеспьера), но и участвует в оформлении "Окон РОСТА", пробует себя в качестве театрального художника (пьеса Плавта "Близнецы" в Первой Петроградской коммунальной труппе) и преподает в петроградских ГСХМ (1919-20). Как скульптора ее интересуют разные материалы - от листового железа ("Бычок", 1922) до фарфора ("Поломойка" и "Продавщица семечек", 1922-23); в дальнейшем ее сотрудничество с Ленинградским фарфоровым заводом и Конаковским фаянсовым заводом сделается постоянным. Однако многолетняя работа в мелкой пластике (фарфор, фаянс, майолика), важная для чувства жанра и ощущения формы, вообще для конструктивного "тренажа" (в этом смысле важна была и графика - серии рисунков обнаженной модели, циклы этюдов с одной натуры), в результате сложилась в некую ветвь творчества Лебедевой. Главным же стал портрет.

         Модели ее портретов репрезентативны для времени. Это люди победившей революции, ставшие государственными деятелями (Л. Б. Красин, А- Д. Цурюпа, П. Е. Дыбенко, Н. В. Крыленко, Ф. Э. Дзержинский, П. П. По-стышев, В. А. Антонов-Овсеенко), герои, о которых говорит вся страна (В. П. Чкалов, А. Г. Стаханов), знаменитые артисты, художники и писатели (Вс. В. Иванов, В. И. Мухина, С. М. Михоэлс, О. Л. Книппер-Чехова, В. Е. Татлин, Н. А. Удальцова). В большинстве портретов пластическая монументальность сочетается с камерной сдержанностью психологических решении - открытая, порой почти импрессионистическая лепка ("Портрет П. Е. Дыбенко", 1920-е; "Портрет В. П. Чкалова", 1936-39) не нарушает структурной уравновешенности композиций; разнообразие фактур читается как широта характеристического диапазона. Лебедева - за редким исключением ("Сидящий Татлин", 1943-44; "Портрет Н. А. Удальцовой", 1953) - не склонна к экспрессивно-драматическим эффектам и избегает слишком явной и внешней динамики, но никакая потребность в обобщенной героизации не мешает ей тонко чувствовать душевную жизнь портретируемых и обнаруживать ее языком пластики. Подчас в глазах ее персонажей - устремленных куда-то вовне или опущенных вниз - появляется предчувствие судьбы, некий подспудный трагизм, ощущаемый скорее не конкретно, а как присущий бытию вообще.

         В силу этой внимательности к внутреннему состоянию модели собственно монументальных работ у Лебедевой немного - "Шахтер" (1937), "Фигура со знаменем (А. Г. Стаханов)" (1939), "Девочка с бабочкой" (1936). И в проектах городских памятников (А. С. Пушкину, 1937-38; Ф. Э. Дзержинскому, 1940; А. П. Чехову, 1944-45) проработка лиц осуществлена со станковой подробностью. Но в небольших ее бронзовых статуэтках, часто этюдных ("Сидящая с банджо", 1932-33; "Скрипачка", 1938) присутствует вполне классическая монументальная цельность. Ощущение цельности свойственно и всей художественной биографии Лебедевой.


ЛЕБЕДЕВА
Робеспьер. 1920. Рельеф. Гипс тонированный


ЛЕБЕДЕВА
Краснофлотец-ударник Власов. 1931. Отлив 1968 г. Бронза


ЛЕБЕДЕВА
Девочка с бабочкой. 1936. Бронза