ГИНЦБУРГ

ГИНЦБУРГ
(Гинзбург) Илья (Элиаш) Яковлевич  



1859, Гродно - 1939, Ленинград



         Сын писателя, будущий скульптор И. Я. Гинцбург еще в детстве, живя в Вильно, увлекся вырезанием из точильного камня различных предметов и фигурок. Первые работы мальчика увидел и по достоинству оценил М. М. Антокольский, приехавший в Вильно в 1870 г. С тех пор началась учеба Гинцбурга у известного скульптора, переросшая затем в творческое сотрудничество и дружбу, которая продолжалась до смерти Антокольского в 1902 г. В мастерской учителя в Петербурге и под его руководством Гинцбургом были исполнены орнаменты на троне статуи "Иван Грозный" Антокольского. Позднее Гинцбург выполнил бюст К. К. Гроота для памятника последнему по проекту Антокольского и ряд других работ. Облик учителя и друга был запечатлен уже зрелым скульптором в портретных статуэтках (например, "М. М. Антокольский у станка", 1897) и в бронзовом бюсте (1907). Гинцбург же стал автором надгробия Антокольскому (1909). Под значительным влиянием Антокольского сложился и творческий метод Гинцбурга, отличающийся точностью наблюдений, тщательностью трактовки деталей.

         В 1878 г. Гинцбург принят на скульптурное отделение Петербургской АХ. В 1886 г. за программную работу - барельеф "Плач пророка Иеремии на развалинах Иерусалима" - он получил большую золотую медаль и звание классного художника 1-й степени.

         Работал скульптор в основном в пластике малых форм. Им выполнены многочисленные жанровые статуэтки на сюжеты из жизни детей: "Мальчик, собирающийся купаться" (1886), "Молодой музыкант" (1890), "На качелях" (1901) и др.

         Специфической формой малой пластики стал разработанный Гинцбургом особый вид портретных статуэток, изображающих деятелей культуры и искусства и передающих их образы в состоянии повседневной творческой деятельности. Таковы гипсовые и бронзовые статуэтки художников И. И. Шишкина, В. В. Верещагина (обе 1892), И. Е. Репина (1897), В. И. Сурикова (1914), писателей Л. Н. Толстого (1891), М. Горького (1894), композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна (1898) и др. Вообще, область портрета стала едва ли не основной в творчестве скульптора. Кроме портретных статуэток, Гинцбург выполняет многочисленные бюсты представителей художественной интеллигенции - И. Н. Крамского (1886, гипс; 1887, бронза), Д. В. Григоровича (1884), В. С. Соловьева (1900) и др.

         Другой значительной сферой деятельности скульптора, принесшей ему известность, было создание художественных надгробий. В 1900-10 гг. им создан ряд надгробных памятников (например, В. В. Стасову, 1908).

         Работал Гинцбург и в области монументальной скульптуры. Ему принадлежат памятники деятелям науки и культуры, в которых проявился неизменный интерес скульптора к портрету. Наиболее значительны из них памятник Н. В. Гоголю в Сорочин-цах (1911), И. К. Айвазовскому в Феодосии (1915). В советское время Гинцбург участвовал в осуществлении плана монументальной пропаганды, выполнив известные портретные памятники Г. В. Плеханову (1921- 25) и Д. И. Менделееву (1930-32) в Ленинграде, а также ряд скульптурных групп, посвященных революции (1926).

         Занимался Гинцбург и преподавательской деятельностью: в 1918 г. был избран на должность профессора - руководителя скульптурной мастерской петроградских ГСХМ; в 1921-23 гг. был деканом скульптурного факультета Вхутемаса.


ГИНЦБУРГ
Портрет композитора и пианиста А. Г. Рубинштейна. 1898. Гипс


ГИНЦБУРГ
Носильщик, несущий на одном плече тяжесть убитого зверя. 1885. Гипс


ГИНЦБУРГ
Портрет скульптора М. М. Антокольского. 1907. Бронза


ГИНЦБУРГ
Художник В. В. Верещагин. 1892. Бронза